Омская Губерния Государственная жилищная инспекция Омской области

Список ОИВ > Государственная жилищная инспекция Омской области > Официальные выступления

ДОКЛАД НА КООРДИНАЦИОННОЕ СОВЕЩАНИЕ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВОПОРЯДКА В ОМСКОЙ ОБЛАСТИ, 26 АПРЕЛЯ 2011

Госжилстройнадзор Омской области в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 26 мая 2009 года № 42, является органом исполнительной власти Омской области, осуществляющим контроль за качеством жилищных и коммунальных услуг, за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

С учетом изложенного считаю возможным выделить несколько основных направлений деятельности, в которых возможны злоупотребления и нарушения законности при предоставлении жилищных и коммунальных услуг:
- подготовка и прохождение осенне-зимнего периода;
- реализация федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергоэффективности;
- содержание и ремонт жилищного фонда;

Остановлюсь на каждом из них подробнее.

1. Подготовка и прохождение ОЗП

При осуществлении мониторинга за подготовкой и прохождением осенне-зимнего периода 2010-2011 годов, в соответствии с распоряжением Правительства Омской области от 29 июня 2010 года № 94–рп, Главным управлением было проверено 2859 многоквартирных домов (45% многоквартирного жилищного фонда), находящихся в управлении 24-х управляющих организаций города Омска.

По результатам мониторинга было выявлено 789 нарушений, в числе которых нарушения правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, норм пожарной безопасности, требований по энергосбережению и повышению энергоэффективности в отношении общедомового имущества и др.

Большая часть нарушений, при этом, была допущена управляющими компаниями ЗАО «Сибирьэнергокомфорт», ООО УК «Центржилсервис», ОАО «Левобережье», ООО «ЖКХ «Сервис», ООО «ЖКО Московка», ООО «Ваш дом», ООО «УК Жилищник-1», ООО «УК Жилищник-3», ООО «ЖКО 6-й микрорайон-1», ЗАО «Сибирский коммунальник».

При осуществлении проверок выявлялись факты отсутствия паспортов готовности к эксплуатации в зимних условиях (ООО «ЖКО Берег», ЗАО «Сибирьэнерго-комфорт»), а также наличие паспортов готовности на многоквартирных домах, на которых работы по подготовке к зиме фактически не были выполнены в полном объеме (ОАО «Левобережье», ООО «ЖКХ «Сервис», ЗАО «Сибирьэнергокомфорт»).

По результатам мониторинга Главным управлением было выдано 673 предписания. Информация о выявленных нарушениях была направлена в Администрацию города, окружные администрации, прокуратуры округов и прокуратуру Омской области.

Следует отметить, что несмотря на то, что Главным управлением результаты мониторинга регулярно доводились до сведения должностных лиц Администрации города Омска, в том числе на еженедельных штабах по подготовке и прохождению отопительного периода, подход к ее рассмотрению был формальный – работа с управляющими компаниями велась неэффективно, действенных мер к ним не принималось.

С начала отопительного сезона от граждан, проживающих в городе Омске, в Главное управление поступило 1351 обращение о неудовлетворительном предоставлении жилищно-коммунальных услуг, в т.ч. 422 – о нарушениях температурного режима; 597 - по вопросам технического состояния жилищного фонда.

Всего, за нарушения в ходе текущего отопительного периода Главным управлением было возбуждено 180 административных дел по ст. 7.22 КоАП РФ «Нарушение правил содержания и ремонта жилых домов (жилых помещений)» и 62 административных дела по ст. 7.23 КоАП РФ «Нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами».

В целях повышения эффективности жилищного контроля Главным управлением в феврале-марте текущего года проведено 6 «телефонных горячих линий» по теме «Качество предоставления жилищно-коммунальных услуг и эффективность работы управляющих организаций». В ходе их проведения поступило 135 обращений граждан, 40% из которых по вопросам качества жилищно-коммунальных услуг и содержания жилищного фонда. При этом основная часть обращений поступала от жителей города Омска в отношении управляющих компаний ООО ЖКХ «Сервис», ОАО «Левобережье», ООО «Сибирский коммунальник», ЗАО «Партнер Гарант».

По результатам работы телефонов горячих линий возбуждено 10 дел об административных правонарушениях, в т.ч. по ст. 7.22 КоАП РФ 6 дел, по ст. 7.23 КоАП РФ - 3 дела, по статье 9.16 КоАП РФ – 1 дело. Выдано 32 предписания.

Между тем, анализ обращений, поступивших на телефоны «горячей линии», показывает, что значительная часть вопросов могла бы быть снята на местах – в результате разъяснительной работы управляющих организаций с гражданами, принятия оперативных, не требующих значительных материальных и организационных затрат мер.

2. Обслуживание и содержание жилищного фонда

Весна этого года показала, что управляющими организациями ненадлежащим образом ведется работа по очистке придомовых территорий и кровель от наледи, снега, сосулек, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

Так, по результатам проверок 174-х многоквартирных домов, проведенных в марте текущего года, Главным управлением было возбуждено 26 дел об административных правонарушениях по статье 7.22 КоАП РФ за несвоевременную очистку придомовых территорий и кровель от наледи и снега. Большинство нарушений было допущено ОАО «Левобережье» (9 дел), ООО «ЖКХ Сервис (6 дел). И это несмотря на то, что еще в феврале нами были направлены письма во все управляющие организации и окружные администрации о необходимости принятия соответствующих профилактических мер для предотвращения возникновения угрозы жизни и здоровью граждан.

Далее. Главным управлением при рассмотрении обращений граждан выявляются многочисленные случаи ненадлежащей уборки придомовых территорий и подъездов, несвоевременного вывоза мусора при наличии в тарифе за содержание соответствующей статьи расходов.

При этом действующим законодательством финансовый контроль целевого использования денежных средств, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирном доме, не предусмотрен – отсутствует процедура такого контроля и уполномоченный на его проведение орган.

Значительное количество обращений, поступающих в Главное управление, содержит вопросы согласования с собственниками жилья структуры платы, вопросы формирования тарифов на содержание жилищного фонда.

Анализ указанных обращений показывает, что управляющими организациями вопреки жилищному законодательству зачастую нарушается порядок согласования с собственниками жилых помещений видов и объемов работ по текущему содержанию и ремонту многоквартирного дома, структура платы за содержание жилья.

Собственники ненадлежащим образом информируются о работе управляющих организаций по исполнению договора управления многоквартирным домом, о порядке и условиях оказания услуг, их стоимости, порядке формирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги, направлениях расходования денежных средств, результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Не смотря на то, что осенью прошлого года Правительством РФ утвержден стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, реальный механизм контроля за его выполнением отсутствует – не определен уполномоченный орган, не установлена административная ответственность.

В результате этого деятельность многих управляющих компаний, в нарушение жилищного законодательства, закрыта для граждан. Граждане лишены возможности осуществлять контроль за их деятельностью. Все это создает почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных жилищных организаций.

Кроме того, встречаются и другие случаи грубых нарушений порядка заключения и исполнения договоров управления многоквартирными домами, а именно:
- односторонний отказ управляющей организации от исполнения договора управления многоквартирным домом (так, в 2010 году, в ходе прохождения отопительного периода, управляющая компания ЗАО «Сибирьэнергокомфорт» в одностороннем прекратила обслуживание 717 многоквартирных домов в городе Омске);
- в нарушение Правил предоставления коммунальных услуг гражданам управляющими организациями не заключаются договоры с ресурсоснабжающими организациями, последними плата за коммунальные услуги взимается непосредственно с граждан (ООО «Коммунальник», ООО ЖКХ «Сервис», ООО Жилищник 8 др.)
- встречаются случаи нарушения управляющими организациями порядка заключения договоров управления - не проводятся общие собрания собственников или проводятся с грубыми нарушениями; заключается один договор с приложением списка собственников, а в некоторых случаях и без приложения последнего; договоры не содержат необходимого и требуемого законодательством объема жилищно-коммунальных услуг и др. (примеры).

3. Капитальный ремонт

Анализ реализации Федерального закона «О Фонде содействия развитию жилищно-коммунального хозяйства» в 2009, 2010 годах указывает на ряд нарушений при его организации и проведении:
- так, при составлении дефектных ведомостей и смет по ремонту кровель, фасадов, инженерных систем не учитывались целый ряд необходимых работ (по огнезащите деревянных конструкций кровли, устройству систем организованного водоотвода, теплоизоляции трубопроводов системы отопления и горячего водоснабжения в подвалах и др.);
- сроки окончания работ планировались без учета климатических условий Сибири, с нарушением требований Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда по подготовке к сезонной эксплуатации;
- в ряде случаев имел место безответственный подход к выбору подрядчиков. Так, в 2009 году, подрядными организациями ООО «АВС – Рекорд, ООО «УК Звезда», ООО НПП «Коммерческие сети», ООО «Строй-Март», ООО «Сэрс», ГП ДРСУ «Москаленское), работы по капитальному ремонту выполнялись с неудовлетворительным качеством, систематически срывались сроки выполнения работ.
- имела место ненадлежащая организация процесса приемки многоквартирных домов, завершенных капитальным ремонтом (приглашение рабочих комиссий не в полном составе; недовлетворительная подготовка документации: акты о приемке на день приемки не готовились, отсутствовала исполнительная документация и т.п.; управляющими организациями ненадлежащим образом или вообще не велся промежуточный контроль качества и сроков выполнения работ);
- также следует отметить, что по выявленным в ходе гарантийного срока эксплуатации многоквартирных домов недостаткам управляющими организациями претензионная работа с подрядчиками практически не ведется.

В 2009 году принято 805 многоквартирных домов, законченных капитальным ремонтом, в том числе в городе Омске – 414, в муниципальных районах - 391 по программе. В 2010 году принято в эксплуатацию 38 многоквартирных домов, в том числе 11 домов в городе Омске и 27 в муниципальных районах.

В своем выступлении не могу не затронуть такую важную тему, как техническое состояние балконов, козырьков, тем более, что последнее создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан.

Так, специалистами Главного управления при внеплановых проверках установлены случай крайне неудовлетворительного технического состояния балконов по адресам: Иртышская набережная, 18, 30 Северная, 65 в Центральном АО, Бархатовой, 10, Блюхера, 26, Стрельникова, 1 в Советском АО. По данным фактам составлены протоколы, выданы предписания.

При этом на сегодняшний день уже имеется положительный опыт проведения капитального ремонта балконов домов 335-ой серии в 2010 году.

В связи с изложенным отмечу, что управляющими организациями недостаточным образом ведется информационная работа с гражданами по вопросам ремонта балконов и козырьков.

4. Реализация законодательства об энергосбережении и энергоэффективности

В ноябре прошлого года приказом Минстроя Омской области утвержден Перечень обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

По результатам внеплановых мероприятий по контролю за неисполнение указанного перечня Главным управлением возбуждено 75 административных дел по ст. 7.22 КоАП РФ, выдано 219 предписаний (неуд. состояние дверных и оконных конструкций в местах общего пользования, подвальных и чердачных помещениях).

Не смотря на требование федерального законодательства об установке до конца текущего года приборов учета и начислении по ним платы за коммунальные услуги, мониторинг наличия приборов учета регулирования энергоресурсов, проводимый Главным управлением показывает, что из проверенных 567 многоквартирных домов,
приборы учета электроэнергии установлены на 424 домах – оплата по приборам учета осуществляется только на 297-ми домах;
приборы учета тепловой энергии установлены на 178 домах – оплата по приборам учета осуществляется только на 145 домах;
приборы учета холодной воды установлены на 149 домах – оплата по приборам учета осуществляется только на 110 домах;
и только на 96 домах, на которых установлены приборы учета горячей воды, оплата осуществляется по приборам учета.

Указанные нарушения допускаются управляющими организациями ООО «ЖКХ «СЕРВИС», ООО «УК Жилищник 9», ООО «Микрорайон-Энергия», ЗАО «Сибирский коммунальник».

В ряде случаев указанные нарушения допускаются по следующим причинам:
1. Приборы учета энергоресурсов не преданы на баланс УК.
2. УК не заключены договоры на техническое обслуживание и снятие показаний по приборам учета со специализированной организацией.
3. Просрочен срок метрологической поверки приборов учета.
4. УК не осуществлен ввод в эксплуатацию приборов учета.

Зачастую управляющими компаниями не осуществляется сбор и анализ информации об энергопотреблении многоквартирных домов в целях обеспечения учета энергоресурсов на основании данных о мощности и максимальном объеме потребления;
в нарушение федерального законодательства не информируются собственники жилых помещений о поступающих от ресурсоснабжающих организаций предложениях об оснащении многоквартирных домов приборами учета;
в планы по подготовке к сезонной эксплуатации не включаются мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общедомового имущества.

Указанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении федерального законодательства об энергосбережении и повышении энергетической эффективности.

5. Заключение

В целях обеспечения прозрачности деятельности управляющих организации для населения, повышения доступности и качества жилищно-коммунальных услуг, в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 22.03.2011 год № 35-р «О мерах по совершенствованию работы органов исполнительной власти Омской области в жилищно-коммунальной сфере» Главным управлением ведется рейтинг жилищных организаций, результаты которого ежеквартально будут доводиться до сведения общественности.

В зависимости от количества предпринятых Главным управлением мер административного воздействия в отношении управляющей организации и площади обслуживаемого ею жилищного фонда указанный рейтинг предполагает 3 категории: положительные, неудовлетворительные и низкие показатели качества предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Кроме того, Главным управлением подготовлен и размещен на сайте и в СМИ обзор и анализ выявленных в 2010 году нарушений при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Анализ результатов жилищного контроля, помимо объективной ситуации, связанной с изношенностью жилищного фонда, позволяет выделить две основные причины нарушений в жилищно-коммунальной сфере.

Во-первых, неразумный подход к осуществлению своей деятельности самих управляющих организаций – зачастую, принимая на обслуживание очередной многоквартирный дом, управляющая компания, преследуя цель извлечения максимальной экономической выгоды, забывает соизмерять дополнительный объем работы с имеющимися в ее распоряжении ресурсами – кадровыми, материально-техническими, организационными.

Во-вторых в условиях существующих законодательных ограничений государственного контроля (надзора) роль муниципальных органов в регулировании соответствующих отношений необоснованно сведена к минимуму. При этом руководители указанных органов зачастую забывают о том, что главной целью местного самоуправления является обеспечение безопасных и благоприятных условий жизни населения в границах муниципального образования.

Исходя из полномочий, предоставленных муниципальным органам действующим законодательством, последние вправе:
- обеспечивать надлежащее информирование населения об установленных ценах и тарифах на услуги и работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов;
- оказывать содействие в повышении квалификации и профессионального уровня лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами;
- предпринимать меры по исключению возможности допуска на рынок жилищно-коммунальных услуг организаций, не отвечающих разумным требованиям к организационно-кадровому и материально-техническому обеспечению;
- обеспечивать взаимодействие с органами исполнительной власти Омской области и территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти Омской области по вопросам выявления и пресечения нарушений в сфере жилищно-коммунального комплекса.

У меня все. Благодарю за внимание.

версия для печати