Омская Губерния
Государственная жилищная инспекция Омской области

Список ОИВ > Государственная жилищная инспекция Омской области > Полезная информация

Обеспечение коммунальными услугами жилых домов и предъявление претензий к качеству предоставления коммунальных услуг

1. Коммунальные услуги

К коммунальным услугам относятся осуществление холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и отопления в жилых домах.

При предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю. Перерывы в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ, а также работ по подключению новых потребителей допускаются после предварительного уведомления (в письменной форме) потребителя. О плановых перерывах предоставления коммунальных услуг жильцы должны быть проинформированы не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала перерыва. Допускаются также перерывы в связи со стихийными бедствиями и чрезвычайными ситуациями.

Состав предоставляемых потребителю коммунальных услуг определяется степенью благоустройства жилого дома.

Под холодным водоснабжением понимается круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя холодной питьевой водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение либо до водоразборной колонки. Горячее водоснабжение должно круглосуточно обеспечивать потребителя горячей водой надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Услуга водоотведения обеспечивает бесперебойный отвод бытовых стоков из жилого помещения.

Допустимая продолжительность перерыва подачи холодной или горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали – 24 часа.. 1 раз в год допускается перерыв в подаче горячей воды после письменного уведомления жильцов для проведения профилактических работ. Температура горячей воды в точке разбора должна быть:
- не менее 60 °С и не более 75 °С – для открытых систем централизованного теплоснабжения;
- не менее 50 °С и не более 75 °С – для закрытых систем централизованного теплоснабжения.

Давление в системе холодного водоснабжения должно составлять от 0,03 МПа до 0,6 МПа, а в системе горячего водоснабжения – от 0,03 МПа до 0,45 МПа.

Допустимая продолжительность перерыва водоотведения должна быть не более 8 часов суммарно и не более 4 часов единовременно в продолжение одного месяца.

Электроснабжение жилого помещения предполагает круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя электрической энергией надлежащего качества, подаваемой в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение. Напряжение и частота при этом должны соответствовать действующим федеральным стандартам. Допустимая продолжительность перерыва электроснабжения:
- 2 часа – при наличии двух независимых взаимно резервирующих источников питания;
- 24 часа – при наличии одного источника питания.

Газоснабжением является круглосуточное бесперебойное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах. Допускается перерыв газоснабжения, но не более 4 часов (суммарно) в течение месяца. Давление сетевого газа должно быть в пределах от 0,0012 МПа до 0,003 МПа.

Предоставление услуги по отоплению жилого помещения означает поддержание в жилом помещении, отапливаемом по присоединенной сети, температуры воздуха не ниже +20°С (в угловых комнатах - +22 °С. Указанные требования применяются при температуре наружного воздуха не ниже расчетной при проектировании системы отопления и при условии выполнения обязательных мер по утеплению помещений.

Услуга по отоплению предоставляется в течение отопительного периода в зависимости от температуры наружного воздуха. В домах, где нет автономной системы отопления, и тепловая энергия подается по сети централизованного теплоснабжения, отопительный сезон начинается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8 °С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8 °С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода. При наличии в доме автономной системы отопления собственники жилых помещений сами вправе определить условия определения даты, а также саму дату начала и окончания отопительного периода по согласованию с исполнителем услуги по отоплению.

Допустимая продолжительность перерыва отопления:
- не более 24 часов (суммарно) в течение одного месяца отопительного периода;
- не более 16 часов единовременно при температуре воздуха в жилом помещении от 12 °С до нормативной;
- не более 8 часов единовременно при температуре воздуха в жилом помещении от 10 до 12 °С;
- не более 4 часов единовременно при температуре воздуха в жилом помещении от 8 до 10 °С.

В ночное время (от 0.00 до 5.00) допускается снижение нормативной температуры, но не более чем на 3°С. Допустимое превышение нормативной температуры – не более 4°С.

Исполнителями коммунальных услуг в зависимости от выбранного способа управления домом могут быть:
- управляющая организация, в обязанности которой входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- товарищество собственников жилья (жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив), в обязанности которого входит предоставление всех коммунальных услуг в зависимости от имеющейся степени благоустройства многоквартирного дома;
- иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы (в том числе, ресурсоснабжающая организация) - только при непосредственном управлении собственниками помещений в многоквартирном доме или при предоставлении коммунальных услуг собственникам жилых домов.

Исполнитель коммунальных услуг обязан самостоятельно или с привлечением других лиц обслуживать внутридомовые инженерные системы, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, устранять аварии, а также выполнять заявки потребителей в установленные сроки.

2. Претензии к качеству коммунальных услуг

При обнаружении неполадок в работе внутридомовых инженерных систем и (или) инженерных коммуникаций и оборудования, расположенных вне дома, исполнитель должен проинформировать потребителя в течение суток (в случае его личного обращения - немедленно), о причинах и предполагаемой продолжительности приостановки или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также о причинах нарушения качества предоставления коммунальных услуг.

Если жильцы не довольны качеством предоставляемых коммунальных услуг, они могут обратиться к исполнителю с жалобой (заявлением, требованием, претензией) на режим или качество коммунальных услуг. Как правило, это осуществляется через аварийно-диспетчерскую службу. Сообщение о неполадках может быть сделано в письменной форме или устно (в том числе по телефону). Сотрудник аварийно-диспетчерской службы обязан сообщить потребителю сведения о лице, принявшем заявку (фамилию, имя и отчество), регистрационный номер заявки и время ее приема. Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы известны причины неполадок, он обязан немедленно сообщить об этом потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации заявок. Эта отметка является основанием для признания исполнителем факта непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы не известны причины непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, он обязан согласовать с потребителем точное время и дату установления факта непредоставления коммунальных услуг или проверки качества предоставления коммунальных услуг. По результатам проверки составляется акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, который подписывается потребителем и исполнителем (или его представителем).

В акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества указываются нарушения параметров качества, время и дата начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества.

Датой начала непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается:
- время подачи потребителем в аварийно-диспетчерскую службу заявки о факте непредоставления коммунальных услуг или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества – если при обращении потребителя в аварийно-диспетчерскую службу с жалобой данной службе уже была известна причина неполадок;
- время, указанное в акте о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, - в случае выявления при проверке исполнителем факта предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества;
- время начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, зафиксированное коллективным (общедомовым), общим (квартирным) или индивидуальным приборами учета, - в случае фиксации предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества приборами учета.

В случае причинения исполнителем или третьими лицами ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель (или его представитель) и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт, в котором фиксируется факт причинения такого ущерба. Указанный акт должен быть составлен исполнителем и подписан его уполномоченным представителем не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно-диспетчерскую службу. В случае невозможности подписания акта потребителем (или его представителем) он должен быть подписан двумя очевидцами.

Акт о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества или акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу потребителя или совместно проживающих с ним лиц, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме составляется в 2 экземплярах, один из которых передается потребителю, второй - остается у исполнителя.

Период предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества считается оконченным:
- со дня подписания потребителем акта об устранении недостатков предоставления коммунальных услуг;
- с момента возобновления предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, зафиксированного соответствующим прибором учета.

При непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, оформленных надлежащим образом, потребители коммунальных услуг вправе требовать соответствующего перерасчета платы за коммунальные услуги, уплаты исполнителем неустоек (штрафов, пеней) в порядке и случаях, предусмотренных федеральными законами и договором. Наряду с этим потребители вправе требовать от исполнителя возмещения убытков и вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потребителя (проживающих совместно с ним лиц) вследствие непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также возмещения морального вреда. Если вред не будет возмещен в добровольном порядке, то спор может быть разрешен только судом . При этом потребители вправе обратиться в территориальные управления Роспотребнадзора с просьбой участвовать в судебной защите их нарушенных прав. Потребитель вправе потребовать от исполнителя уплаты неустойки (штрафов, пеней) в соответствии с договором и законодательством о защите прав потребителей.

Исполнитель освобождается от ответственности за ухудшение качества коммунальных услуг, если докажет, что оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязательств со стороны контрагентов исполнителя или действия (бездействие) исполнителя, включая отсутствие у исполнителя необходимых денежных средств.

Исполнитель коммунальных услуг имеет право требовать допуска в заранее согласованное с потребителем время в занимаемое им жилое помещение работников или представителей исполнителя (в том числе работников аварийных служб) для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования и выполнения необходимых ремонтных работ, а для ликвидации аварий - в любое время.

Потребителю запрещается:
- использовать бытовые машины (приборы, оборудование) с паспортной мощностью, превышающей максимально допустимые нагрузки, определяемые в технических характеристиках внутридомовых инженерных систем, указанных в техническом паспорте жилого помещения;
- производить слив теплоносителя из системы отопления без разрешения исполнителя;
- самовольно присоединяться к внутридомовым инженерным системам или присоединяться к ним в обход коллективных (общедомовых), общих (квартирных) или индивидуальных приборов учета, вносить изменения во внутридомовые инженерные системы без внесения в установленном порядке изменений в техническую документацию на многоквартирный дом или жилой дом либо в технический паспорт жилого помещения;
- самовольно увеличивать поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении, свыше параметров, указанных в техническом паспорте жилого помещения;
- самовольно нарушать пломбы на приборах учета, демонтировать приборы учета и осуществлять действия, направленные на искажение их показаний или повреждение.
 

версия для печати